Отравление ивермектином (кошки, собаки)

Введение

Ивермектин – представитель группы макроциклических лактонов (макролидов), широко используемых для лечения паразитарных заболеваний у животных. В данную группу также входят такие препараты как селамектин, моксидектин, мильбемицин дорамектин и некоторых другие.

Источники

Ивермектин получают при ферментации грибов Streptomyces avermitilis, для собак и кошек он выпускается в виде таблеток и ушных растворов (только кошки). У собак и кошек ивермектин лицензирован в США для предотвращения дирофиляриоза у собак и кошек, а также для лечения отодектоза и анкилостомоза у кошек. Ивермектин также используется для лечения саркоптоза, хейлетиелеза, демодекоза и некоторых нематод желудочно-кишечного тракта. Инъекционные формы выпускаются только для сельскохозяйственных животных.

Токсические дозы

Собаки.

У большинства собак, ивермектин обладает достаточно широким терапевтическим окном и только при дозировке 2,5 мг/кг вероятно развитие признаков интоксикации. LD50 при оральном применении у бигля составляет 80 мг/кг. У данных собак P-гликопротеидная помпа эндотелиальных клеток головного мозга предотвращает поступление препарата в головной мозг на уровне гематоэнцефалического барьера (ГЭБ).

У части собак (колли, шелти, австралийская овчарка, старая английская овчарка и их помеси) несущих измененный ген P-гликопротеина отмечается нарушение проницаемости ГЭБ для ивермектина, что приводит к проникновению препарата в ткани головного мозга и его накоплению (интоксикация). У данных собак, однократная доза 100-500 мкг/кг может вызывать признаки интоксикации, однако рекомендуемую дозу для предотвращения дирофиляриоза (0,006 мг/кг PO ежемесячно) они переносят хорошо.

Кошки.

Кошки более восприимчивы к токсическому воздействию чем собаки, безопасная доза при использовании ивермектина per os составляет порядка 0,5-0.75 мг/кг.

Токсикокинетика

При назначении per os, порядка 95% абсорбируется из желудочно-кишечного тракта. Первично выделяется неизмененным через кишечник (механизм сходный с таковым в ГЭБ) , небольшая часть метаболизируется в печени. Период полувыведения у собак составляет порядка 2 дней.

Механизм действия

Ивермектин изначально рассматривался как агонист нейротрансмиттеров γ-аминомасляной кислоты ГАМК, однако на данный момент действие макролидов объясняется воздействием на глутаматные ворота хлоридных каналов центральной нервной системы (ЦНС). Макролиды обладают высоким сродством с данными каналами, вызывая приток хлоридов – что вызывает гиперполяризацию нейронов и предотвращает образование и проведение потенциалов. У паразитов данное действие приводит к параличу и смерти, у животных ГЭБ предотвращает поступление и накапливание макролидов в головном мозгу.

При интоксикации ивермектином основные клинические проявления связаны с воздействием препарата на головной мозг животного. Признаки могут развиваться как по причине острой передозировки при разовом введении препарата так и при назначении на ежедневной основе (пр. лечение демодекоза). Начальные признаки включают тремор, атаксию, дезориентацию, гиперсаливацию и/или вокализацию. При достаточно высокой дозе препарата, животное в последующем впадает в коматозное состояние. К другим вероятным признакам относят слепоту, миоз или мидриаз а также страбизм.

Диагноз

Предположительный диагноз высокой степени вероятности – история назначения препарата и характерные клинические проявления. (особенно у предрасположенных пород).

Концентрация ивермектин и других макролидов может быть определена в печени, жировой ткани и сыворотке, но это слабо корелируют с выраженностью отравления ввиду того что концентрация макролидов именно в головном мозгу определяет клинические проявления.

У собак при отравлении ивермектином, введение физостигмина приводит к временному разрешению клинических признаков, но данный тест окончательно не подтверждает диагноз, ввиду того что при некоторых других патологиях может наблюдаться сходный ответ.

Также у собак доступны тесты для определения мутантного MDR1 генотипа, хотя данные тесты не подтверждают диагноз, но они выявляют животных собак с повышенным риском отравления макролидами.

При отравлении макролидами нет специфических антидотов, лечение исключительно симптоматическое и поддерживающее (инфузионная терапия, энтеральное и парентеральное питание, физиотерапия и прочее).

Физостигмин хотя и обладает способностью временно разрешать клинические проявления у собак, все же не рекомендован для терапии интоксикации ввиду отсутствия специфического антагониста и вероятности развития различных побочных эффектов.

Прогнозы

Большинство животных имеют благоприятные прогнозы при соответствующем уходе и поддерживающей терапии. Длительность лечения зависит от дозы препарата, и может занимать от одного дня до нескольких недель. Животные выжившие после комы, обычно не имеют каких либо неврологических нарушений и полностью выздоравливают.

Фото 1. Препарат с содержанием ивермектина, широко используемый в работе нашей клиники. Зачем туда добавлен витамин Е? – вопрос, на который трудно получить ответ, но данный факт не отражается на качестве.

Валерий Шубин, ветеринарный врач, г. Балаково